«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Муниципальный детский сад «Теремок»
ПРИНЯТО:
решением педагогического совета
МДОУ «Муниципальный детский
сад «Теремок»
Протокол № 1 от 31.08.2022г.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующим МДОУ
«Муниципальный детский сад «Теремок»
_______________Греб Л.А.
Приказ № 49-ОД от 31.08.2022г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Чудеса из бумаги»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы программы:
Фофонова Л.В.
Шуляк Н.Н.
г. Кременки 2022г.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………
3
1.1.Цель и задачи Программы………………………………
5
1.2.Планируемые результаты освоения Программы……...
5
2. Организационно-педагогические
условия
реализации
Программы……………………………………………………
6
2.1.Особенности организации развивающей предметно пространственной среды………………………………………
8
2.2. Материально - техническое обеспечение………………..
9
3. Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего
контроля…………………………………………………………
9
4. Учебный план………………………………………………….
11
5. Календарный учебный график………………………………..
14
6. Содержание Программы………………………………………
17
7. Оценочные материалы и другие компоненты Программы....
26
8. Информационные ресурсы и литература…………………….
30
2
«…Фантазии подвластны бумажные листы –
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя
Простой листок поможет создать тебе себя.»
/Н.А. Колесова
1.
Пояснительная записка.
Дети старшего дошкольного возраста для того что бы познать мир
вокруг себя опираются не только на эмоциональное восприятие, но и на
свой практический опыт, в частности на творческую активность. Поэтому
взрослым
важно
обеспечить
ребёнка
увлекательными
видами
изодеятельности, которые бы расширили его представления о цвете, форме,
пропорции, дали навыки моделирования. Всё это может быть реализовано
через занятия аппликацией.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей
работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт
возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и
художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести
ручную
умелость,
которая
позволяет
им
чувствовать
себя
самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой
и гармонично развитой личности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чудеса из бумаги» художественной направленности (далее – Программа)
разработана в соответствии с действующей нормативной базой в сфере
дополнительного образования детей:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 гг. (утв.
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16);
Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв.
приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 от
09.11.2018 г.);
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013;
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного гос.сан.врача Р.Ф. от 28.09 2020. №28).
СанПин
2.3./2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
общественного
питания
населения
Постановление главного гос. Сан.врача Р.Ф от 27.10.2020. №32.
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
3
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
18.11.2015г. Министерства образования и науки РФ.
Уставом МДОУ «Муниципальный детский сад «Теремок».
Данная программа составлена с учётом программы воспитания и
обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой, наглядно-методических
пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность
в детском саду» И.А. Лыковой, «Бумагопластика». «Цветочные мотивы»
Г.Н. Давыдовой, «Художественный труд в детском саду» И.А. Лыковой,
«Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комаровой.
Актуальность Программы связана с тем, что использование
разнообразных техник работы с бумагой, дают возможность каждому
воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного
творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности,
применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулируя
творческое отношение к труду.
Новизной и отличительной особенностью Программы «Чудеса из
бумаги», является использование нетрадиционной техники работы с
бумагой: мозаичная аппликация, бумажный комочек, торцевание, бумажная
петля, оригами. Доступность, простота техники исполнения удовлетворяет у
детей исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха,
развивает трудовые умения и навыки, позволяет детям быстро достичь
желаемого результата и делает творческую деятельность более
увлекательной и интересной.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность,
воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине
универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества,
знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями
более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме
того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в
коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Педагогическая целесообразность данной Программы обусловлена
тем, что в ходе ее реализации дошкольники овладевают широким набором
техник работы с бумагой, что позволяет разбудить в каждом ребенке
стремление к художественному самовыражению и творчеству. Отсюда
вытекает необходимость организации занятий по развитию творческих
способностей в понятной и интересной для детей деятельности. Важную
роль в творческом развитии детей играет продуктивная деятельность, так
как, наряду с игровой, в дошкольном детстве, она является ведущей
деятельностью.
Уровень программы: стартовый.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Объем Программы: 32 часа.
Нормативный срок освоения программы: Программа рассчитана на
4
1 год.
В ДОУ реализация Программы осуществляется на русском языке.
Форма обучения: очная
1.1.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: создание условий для развития личности ребёнка в
процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие
мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи Программы:
Образовательные:
знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами
разных техник;
формировать умения использовать различные технические
приемы при работе с бумагой (складывание, сминание, скручивание,
комкование, сгибание, вырезание, склеивание);
способствовать умению создавать композиции с изделиями,
выполненными в различных техниках работы с бумагой
Развивающие:
развивать мелкую моторику и глазомер.
развивать художественный вкус, творческие способности,
фантазию.
Воспитательные:
воспитывать чувство радости при создании поделки.
воспитывать аккуратность при выполнении работы.
1.2.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате обучения по Программе дошкольники:
разовьют мелкую моторику, координацию движений рук,
глазомер, внимание, память, мышление, пространственное воображение,
художественный вкус, творческие способности и фантазию;
будут знать:
историю происхождения бумаги, ее виды;
свойства и возможности бумаги как материала для
художественного творчества;
способы работы в аппликационной технике «бумажная
пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок, скручиванием и
складыванием бумаги);
технологии изготовления изделий в технике мозаичная
аппликация, бумажный комочек, торцевание, бумажная петля, оригами.
будут уметь:
создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к
5
другой;
получат опыт:
воплощения собственного замысла в бумажных
объемах и
плоскостных композициях;
взаимодействия друг с другом во время коллективных работ:
помогать, уступать и договариваться с товарищами.
Целевая аудитория: воспитанники дошкольного возраста от 5 до 6
лет.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Формы организации деятельности на занятиях
Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою
работу.
Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет
порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в
общую композицию.
Фронтальная. Коллективные работы детей. Все дети принимают
активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с
этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища.
Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат
всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально
выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог
выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и
дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети
видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно
без прямых указаний.
Занятие состоит из 3 частей: организационная часть, основная и
заключительная часть. В организационной части – идёт настрой детей на
занятие, мотивация по теме. В основной − постановка задачи, предъявляется
детям практический материал, затем процесс выполнения задания. В
заключительной части – совместный анализ выполненной работы.
Организация обсуждения может быть различной: это и сюрпризный момент,
и художественное слово, музыкальный фрагмент и диалоговая беседа.
Режим занятий. Программа предполагает проведение занятий 1 раз в
неделю во вторую половину дня по 25 мин., в месяц 4 занятия. В середине
занятия проводится физкультминутка для снятия напряжения, комплексы
физкультминуток сопровождаются музыкальными произведениями,
присутствует музыкальное фоновое сопровождение самостоятельной
работы детей.
Принципы и подходы к формированию программы.
Программа строится на принципах дошкольного образования
(предусмотренных в ФГОС):
принцип наглядности. Предполагает широкое применение
соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации,
6
образцы, схемы;
принцип последовательности. Предполагает планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к
сложному);
принцип занимательности – изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей
желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к
достижению результата;
комплексно-тематический
принцип
построения
образовательного процесса;
принцип личностно-ориентированного общения. В процессе
обучения дети выступают как активные участники процесса обучения
вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт;
принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
принцип доступности программы для дошкольного возраста;
Предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является
игра;
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой
и возможностями образовательных областей.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества
детей занятия включают в себя следующую детскую деятельность в
образовательном процессе:
изобразительная деятельность;
чтение художественной литературы;
познавательно-исследовательская;
игровая;
двигательная.
Занятия по Программе включают в себя широкое использование
иллюстративного материала, использование методических пособий,
дидактических игр и художественных произведений. В процессе
выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое
воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть
мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения
7
других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
2.1. Особенности организации
пространственной среды.
развивающей
предметно
-
В организации развивающей предметно-пространственной среды
учитываю принципы, указанные в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155)
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей
и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие
материалов обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (разные виды бумаги).
Трансформируемость пространства - возможность изменений
предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность
материалов
наличие
в
группе
полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом
употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных
для использования в разных видах детской активности (в том числе в
качестве предметов-заместителей в детской игре)
Вариативность среды - наличие в группе различных пространств (для
игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей;
Доступность среды - свободный доступ детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие
всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности
их использования.
Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего,
владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления
разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий,
имеющих практическую значимость.
Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым,
соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало
занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное
проветривание помещения. В процессе обучения воспитанники и педагог
должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
8
2.2. Материально - техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо материальнотехническое обеспечение:
Инструменты и приспособления:
цветную бумагу,
гофрированный картон;
листы ватмана
картон белый и цветной,
клей (наилучшим является клей ПВА),
бумажные полоски шириной 5-7 мм,
палочки с расщепленным концом,
ножницы,
карандаши простые,
линейка,
палочка для торцевания
кисточки для клея,
салфетки.
Наглядный материал: презентации для интерактивной доски;
иллюстрации и репродукции; дидактические игры, педагогические эскизы.
Технические средства обучения: магнитофон; CD и аудио материал;
ноутбук; проектор.
Дидактический материал:
альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций.
образцы работ взрослых и старших детей.
дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет»,
«Выложи по светлоте», «Собери картинку» и др.
3.
Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего
контроля
В процессе обучения детей по программе «Чудеса из бумаги»
отслеживаются три вида результатов:
Текущие (просмотр и оценка творческих работ).
Оценивать работу начинают сами авторы. Используя метод
наблюдения и собеседования необходимо понять, почему у ребенка не
получается та или иная операция, что он делает неправильно. Или,
наоборот, ребенок может придумать новый способ выполнения задания
наиболее приемлемый для него. Необходимо также обращать внимание на
качество выполняемых работ.
Промежуточные – подведение итогов совместного взаимодействия
педагога и ребенка после пройденной темы.
По итогам года – на которой определяется полнота реализации
образовательной программы по данному направлению.
9
В качестве диагностики используется:
наблюдение,
диагностика,
творческая деятельность,
практические занятия.
Выставки работ обучающихся имеют большое воспитательное
значение. Выставка-конкурс – это не только отчет, но и процесс
самопознания, это тот творческий процесс, который необходим каждому
ребенку. Детям необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить
себя самого, сравнить с самим собой вчерашним, приобрести уверенность
для продвижения вперед.
Результативность и практическая значимость определяются перечнем
знаний, умений и навыков, формируемых у обучающихся по данной
программе, уровнем и качеством изготовления работ.
Результаты промежуточной аттестации заносятся в протокол.
Способами контроля над успешностью реализации программы
являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют
задания согласно пройденным темам и получают оценку: «низкий уровень»,
«средний уровень», «высокий уровень ».
Контрольный лист
текущего контроля по реализации дополнительной общеразвивающей
программе на 20 2__ 202__уч. год
Название учебного объединения___________________________________
Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_____________________________________
Год обучения______________________________________________________
№
п/п
Фамилия имя
Форма
проведения
(выставка,
конкурс)
Дата
Результат
1.
2.
3.
4.
10
4. Учебный план
Всего
№ Наименование разделов, часов
п/п
тем
1
2
3
4
Вводное занятие
История происхождения
бумаги и ее волшебные
свойства
Раздел 1.
«Мозаичная
аппликация»
Вводное занятие по теме:
«Мозаичная аппликация»
«Листик»
1
1
«Гусеница»
В том числе
Теория
Формы
промежуточной и
Практ.
итоговой
занятия
аттестации
1
наблюдение
4
0,5
наблюдение,
выставка
1
1
«Бабочка»
1
1
«Грибочек»
1
1
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
Промежуточная
аттестация
Раздел 2.
«Бумажный комочек»
Вводное занятие
«Солнышко»
«Ёжик»
1
0,5
4
0,5
наблюдение
1
1
«Котенок»
1
1
«Осеннее дерево»
1
1
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
Промежуточная
аттестация
Раздел 3.
«Торцевание»
Вводное занятие на тему:
Техника
«Торцевание»
1
0,5
5
1
0,5
0,5
наблюдение
11
5
6
«Снежинка»
1
«Снегири»
(коллективная работа)
«Веселый снеговик»
1
1
1
1
«Новогодняя открытка»
1
1
Промежуточная
аттестация
Раздел 4.
«Бумажная петля»
Вводное.
Бумажная
полоска
«Петля».
Новогодняя поделка
«Еловые ветки»
Бумажная полоска
«петля»
и
бумажный
комочек поделка
«Петушок
золотой
гребешок»
Промежуточная
аттестация
Раздел 5.
«Оригами из кругов и
квадратов»
Вводное занятие на
тему:
«Оригами
из
кругов».
«Ваза с цветами»
(Подарок маме к 8 марта)
«Хитрая лиса»
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
3
1
0,5
0,5
наблюдение
1
1
1
1
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
9
1
1
1
«Корабль»
1
Оригами
из
кругов,
бумажная полоска
«Петля»
«Утки прилетели»
«Ракета летит в космос»
1
«Разноцветный зонтик»
1
1
0,5
0,5
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
12
7
8
«Мышонок»
1
Собачка «Тузик и его
друзья»
Раздел 6.
«Объемная аппликация»
Вводное занятие на тему:
Объемная аппликация из
бумаги «Кораблик в море»
Объемная
бумажная
аппликация самолет
Промежуточная
аттестация
Объемная аппликация из
бумаги цветы нарциссы
Промежуточная
аттестация
Раздел 7
«Закрепление»
Закрепление.
Поделка в технике
«Торцевание»
«Вечный огонь»
Закрепление. Оригами из
кругов
«Рыбы
море»
(коллективная работа)
«Весна пришла» Итоговое
занятие. Мониторинг.
1
Итого
32
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
3
1
0,5
0,5
наблюдение,
выставка
1
1
наблюдение,
выставка
1
1
наблюдение,
выставка
4
наблюдение,
выставка
наблюдение,
выставка
1
1
1
1
наблюдение,
выставка
1
1
наблюдение,
просмотр
изделий,
диагностика
13
5. Календарный учебный график
Название
«Чудеса из бумаги»
№
Количество часов
В неделю
В месяц
В год
1
4
32
месяц
Время
проведения
Форма
занятия
1
сентябрь
15:30-15.55
теория
2
октябрь
15:30-15.55
теория,
практика
1
3
15:30-15.55
практика
1
4
15:30-15.55
практика
1
5
15:30-15.55
практика
1
15:30-15.55
теория,
практика
1
7
15:30-15.55
практика
1
8
15:30-15.55
практика
1
6
ноябрь
Колво
часов
1
Тема занятия
Время
История
происхождения
бумаги
и
ее
волшебные
свойства
Вводное занятие
на
тему:
Мозаичная
аппликация:
«Листик»
Мозаичная
аппликация:
«Гусеница»
Мозаичная
аппликация:
«Бабочка»
Мозаичная
аппликация:
«Грибочек»
Вводное занятие
на тему:
Поделка в технике
«Бумажный
комочек»
«Солнышко»
Поделка в технике
«Бумажный
комочек»:
«Ёжик»
Поделка в технике
«Бумажный
комочек»:
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин
14
«Котенок»
9
15:30-15.55
практика
1
10 декабрь
15:30-15.55
теория,
практика
1
11
15:30-15.55
практика
1
12
15:30-15.55
практика
1
13
15:30-15.55
практика
1
14
15:30-15.55
практика
1
15 январь
15:30-15.55
теория,
практика
1
16
15:30-15.55
практика
1
17
15:30-15.55
практика
1
Поделка в технике
«Бумажный
комочек»:
«Осеннее дерево»
Вводное занятие
на тему: Техника
«Торцевание»
Аппликация
в
технике
«Торцевание»:
«Снежинка»
Аппликация
в
технике
«Торцевание»:
«Снегири»
(коллективная
работа)
Аппликация
в
технике
«Торцевание»
«Веселый
снеговик»
Аппликация
в
технике группа
«Торцевание»:
«Новогодняя
открытка»
Вводное занятие
на тему:
Бумажная полоска
«Петля».
Бумажная полоска
«петля»
Новогодняя
поделка
«Еловые ветки»
Бумажная полоска
«петля»
и
бумажный
комочек - поделка
«Петушок
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
15
золотой гребешок»
18 февраль
15:30-15.55
практика
1
19
15:30-15.55
практика
1
20
15:30-15.55
практика
1
21 март
15:30-15.55
теория,
практика
1
22
15:30-15.55
практика
1
23
15:30-15.55
практика
1
24
15:30-15.55
практика
1
25
15:30-15.55
практика
1
26 апрель
15:30-15.55
практика
1
27
15:30-15.55
практика
1
28
15:30-15.55
практика
1
29
15:30-15.55
практика
1
Объемная
аппликация
из
бумаги
«Кораблик в море»
Объемная
бумажная
аппликация
самолет
Объемная
аппликация
из
бумаги цветы
нарциссы
Вводное занятие
на тему:
«Оригами
из
кругов».
Оригами из кругов
«Ваза с цветами»
(Подарок маме к 8
марта)
Оригами из кругов
«Хитрая лиса»
Оригами из кругов
«Корабль»
Оригами
из
кругов, бумажная
полоска «Петля»
«Утки прилетели»
Оригами из кругов
«Ракета летит в
космос»
Оригами из кругов
«Разноцветный
зонтик»
Оригами
из
квадрата
«Мышонок»
Собачка «Тузик
и его друзья»
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
25
мин.
16
30 май
15:30-15.55
практика
1
31
15:30-15.55
практика
1
32
15:30-15.55
практика
1
Закрепление.
Поделка в технике
«Торцевание»
«Вечный огонь»
Закрепление.
Оригами из кругов
«Рыбы
море»
(коллективная
работа)
«Весна
пришла»
Итоговое занятие.
Мониторинг.
25
мин.
25
мин.
25
мин
6. Содержание Программы
Содержание Программы обеспечивает включение в образовательный
процесс различных структурных компонентов личности в их единстве, что
создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления
психического и физического здоровья воспитанников.
При работе с бумагой воспитанники познакомятся со следующими
техниками:
«Мозаичная аппликация» – вид аппликации, выполненная из кусочков
бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали
изображения.
«Бумажный комочек» - при изготовлении аппликации этим способом
тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки.
Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем
скатывается в комочек нужной формы.
«Торцевание» - это вид бумажного конструирования – искусство
бумагокручения, при котором с помощью наклеивания на шаблон или основу
скрученных кусочков бумаги – трубочек – торцовочек создаются объемные
махровые композиции
«Бумажная петля» - вид аппликации, выполненный из полосок
бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
«Объемная аппликация» - один из видов изобразительной техники, что
изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью
плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты
крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы
наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу
открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали,
изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью
поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку
выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.
«Оригами из кругов и квадратов» - японское искусство складывания
17
фигурок из бумаги.
Разнообразие техник работы с бумагой позволяет удержать и повысить
интерес детей к занятиям, более плавно подвести к сложным приёмам
работы.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными,
имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность
детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности
не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления
собственной фантазии.
Итогом обучения по программе является умение создавать различные
поделки и композиции из бумаги, используя различные техники и их
сочетание, в соответствии с поставленной тематической задачей.
№
занятия
1.
2.
Тема
Сентябрь
История
Познакомить детей со свойствами
происхождения бумаги: мнется, рвется, складывается
бумаги и ее и т. д;
волшебные
Показать, что можно сделать из
свойства
бумаги (аппликации, оригами, цветы
и пр.). Вспомнить, что они делали
при помощи бумаги, побеседовать на
тему для чего еще нам нужна бумага.
Развивать творческое воображение и
фантазию;
Рассказать
детям
о
технике
безопасности при работе с режущими
инструментами и клеем.
Вводное
Мозаичная
аппликация:
«Листик»
3.
Цель
Мозаичная
аппликация:
«Гусеница»
Октябрь
Познакомить детей с новой техникой:
мозаичная аппликация. Учить детей
разрезать
полоску
бумаги
на
квадраты. Развивать композиционные
умения,
восприятие
цвета.
Закреплять
умения
аккуратно
наклеивать детали
Продолжать
закреплять
умения
нарезать
полоски
на
квадраты.
Учить
формировать из частей целое,
правильно наносить клей, аккуратно
наклеивать детали.
Количество
часов
1
1
1
18
Развивать
чувство
композиции, цвета.
4.
5.
6.
7.
Мозаичная
аппликация:
«Бабочка»
ритма,
Продолжать
закреплять
умения
нарезать полоски на квадраты. Учить
формировать из частей целое,
правильно наносить клей, аккуратно
наклеивать детали. Развивать чувство
ритма, композиции, цвета
Мозаичная
Закреплять умение резать полоску
аппликация:
бумаги по прямой. Составлять
«Грибочек»
изображение из частей. Учить
подбирать
цвета,
правильно
располагать
части
аппликации,
аккуратно
наклеивать
детали,
используя
салфетку.
Развивать
творческие
способности,
воображение,
самостоятельность.
Создать условия для раскрытия
творческого потенциала ребенка
средствами
художественного
творчества
Ноябрь
Техника
Познакомить ребят с новой техникой:
«Бумажный
Бумажный комочек.
комочек»
Научить детей отрывать от целого
Поделка
в листа кусочек, сминать его пальцами
технике
рук, формируя бумажный комочек.
«Бумажный
Показать детям способы применения
комочек»:
бумажного комочка: поделка на
«Солнышко»
бумаге, объемная поделка. Развивать
мелкую моторику, усидчивость и
внимание
Поделка
в Закреплять
умение
детей
технике
формировать комочки, переносить и
«Бумажный
аккуратно наклеивать на фон.
комочек»:
Формировать
положительное
«Ёжик»
отношение к работе. Воспитывать
самостоятельность, усидчивость и
аккуратность.
1
1
1
1
19
8.
Поделка
технике
«Бумажный
комочек»:
«Котенок»
9.
Поделка
технике
«Бумажный
комочек»:
«Осеннее
дерево»
10.
11.
12.
в Учить детей с помощью пластичного
материала (салфеток) изображать
котёнка, скатывать из салфеток
шарики, жгутики; упражнять в работе
с клеем, развивать творческое
воображение детей и интерес к
изобразительной
деятельности,
воспитывать аккуратность в работе с
клеем, салфетками.
в Закрепить умение скатывать из
салфеток шарики, жгутики. Учить
формировать правильно композицию,
развивать
мелкую
моторику,
усидчивость и внимание.
Декабрь
Техника
Познакомить ребят с новой техникой:
«Торцевание» торцевание.
Познакомить
различными способами торцевания.
Формировать умения выполнять
детали для торцевания (обжимать
квадратики вокруг тупого стержня
ручки) Развивать мелкую моторику,
усидчивость и внимание.
Воспитывать любовь к работе с
бумагой.
Аппликация в Способствовать
формированию
технике
представления о виде аппликации в
«Торцевание»: технике «торцевание»; - познакомить
«Снежинка»
с техникой выполнения контурного
торцевания;
Развивать художественный вкус,
творческие способности и фантазию
обучающихся;
Совершенствовать
мелкую моторику рук;
Формировать культуру труда и
совершенствовать трудовые навыки.
Аппликация в Закрепить приемы аппликации в
технике
технике
торцевания,
закрепить
«Торцевание»: знания по технике безопасности с
«Снегири»
ножницами.
Развивать
мелкую
(коллективная моторику,
развивать
творческое
работа)
воображение детей и интерес к
изобразительной
деятельности;
1
1
1
1
1
20
воспитывать умение работать вместе,
строить
общение,
развивать
привычку
к взаимопомощи.
13.
14.
15.
16.
Аппликация в Упражнять в умении выполнять
технике
детали для торцевания (обжимать
«Торцевание
квадратики вокруг тупого стержня
по контуру»:
ручки).
«Веселый
Развивать точность движения руки и
снеговик»
силу нажима.
Закрепить навыки работы с бумагой.
Воспитывать
наблюдательность,
аккуратность
Аппликация в Закрепить умение скатывать из
технике
салфеток
шарики,
жгутики,
«Торцевание»: переносить и аккуратно наклеивать
«Новогодняя
на фон. Учить детей с помощью
открытка»
пластичного материала (салфеток)
изображать образ Деда Мороза, учить
формировать правильно композицию;
развивать творческое воображение
детей и интерес к изобразительной
деятельности.
Формировать
положительное отношение к работе.
Воспитывать
самостоятельность,
усидчивость и аккуратность.
Январь
Бумажная
Показать детям новое использование
полоска
бумажной полоски – складывание в
«Петля».
форме «петли» и выполнение из нее
поделок. Продолжать закреплять
умения работы с ножницами,
аккуратному отношению к созданной
поделке. Развивать усидчивость,
терпение и воображение.
Бумажная
Продолжать учить вырезать полоски
полоска
бумаги. Использовать бумажные
«Петля»
– полоски – складывая их в форме
Новогодняя
«петли» и выполнять из нее поделок.
поделка
Продолжать
закреплять
умения
«Еловые
работы с ножницами. Учить детей
ветки»
создавать
объемную
поделку,
применяя, уже знакомые техники
1
1
1
1
21
17.
Бумажная
полоска
«петля»и
бумажный
комочек
поделка
-«Петушок
золотой
гребешок»
18.
Объемная
аппликация из
бумаги
«Кораблик
в
море»
19.
Объемная
бумажная
аппликация
«Самолет»
20.
Объемная
аппликация из
бумаги цветы
нарциссы
работы с бумагой. Развивать умение
создавать красивую композицию,
аккуратному обращению с клеем и
ножницами. Учить соотносить детали
поделки по размеру и цвету.
Продолжать учить детей методам и
приёмам
создания
объёмной
аппликации из полосок бумаги.
Развивать умение создавать красивую
композицию,
аккуратному
обращению с клеем и ножницами.
Учить соотносить детали поделки по
размеру и цвету
Февраль
Познакомить детей с новым видом
объемной аппликации.
Научить
детей
с
помощью
аппликации создавать корабль с
объемными парусами.
Познакомить детей с различными
видами морских кораблей.
Способствовать развитию навыков
объемной аппликации.
Внимательно слушать объяснения
педагога и повторять его действия.
Быть внимательным и аккуратным.
Формировать умение детей создавать
изображение самолета из бумажных
деталей разной формы и размера;
вызвать желание создать поделки
своими руками и порадовать пап
(дедушек,
братьев);
развивать
творческое мышление; воспитывать
интерес к познанию техники.
Показать новый способ создания
объемной
аппликации
путем
многослойности.
Способствовать
развитию
воображения,
эмоциональной
отзывчивости.
Формирование знаний у детей об
осеннем цветке георгине.
Развитие
чувства
цвета,
1
1
1
1
22
художественного вкуса
Март
Познакомить ребят с техникой
оригами, показать несколько поделок
в технике оригами. Познакомить с
условным обозначением «долина»
(линия, по которой следует делать
сгиб на себя);
Научить детей складывать круг
пополам, правильно располагать
части
на
листе,
формируя
композицию.
21.
Вводное
Занятие
на
тему «Оригами
из кругов»
22.
Оригами
из
кругов
«Ваза
с
цветами»
(Подарок маме
к 8 марта)
Оригами
из Продолжать учить детей складывать
кругов
круг пополам, правильно располагать
«Хитрая лиса» части
на
листе,
формируя
композицию.
Развивать
мелкую
моторику рук, воображение.
Воспитывать
аккуратность,
дисциплинированность.
Оригами
из Продолжать учить детей загибать
кругов
края круга так, чтобы получился
«Корабль»
острый угол, закреплять умение
складывать круг пополам. Правильно
располагать
части
на
листе,
формируя композицию. Развивать
мелкую моторику рук, воображение.
Воспитывать
аккуратность,
дисциплинированность.
Оригами
из Вспомнить
с
детьми
технику
кругов,
бумажная петля. Учить детей
бумажная
создавать
объемную
поделку,
полоска
применяя, уже знакомые техники
«Петля»
работы с бумагой. Развивать умение
«Утки
создавать красивую композицию,
прилетели»
аккуратному обращению с клеем и
ножницами. Учить соотносить детали
поделки по размеру и цвету.
Воспитание
усидчивость
и
аккуратности в работе, желание
доводить начатое дело до конца.
Воспитание эстетического вкуса.
Вовлечение детей в художественно-
23.
24.
25.
1
1
1
1
1
23
творческую работу.
26.
Оригами из
кругов «Ракета
летит
в
космос»
27.
Оригами
из
кругов
«Разноцветный
зонтик»
28.
Оригами
из
квадратов
«Мышонок»
29.
Оригами
из
квадратов
«Собачка
«Тузик
и
его друзья»
Апрель
Научить детей загибать края круга
так, чтобы получился острый угол,
правильно располагать части на
листе,
формируя
композицию.
Развивать мелкую моторику рук,
воображение.
Воспитывать
аккуратность,
дисциплинированность.
Учить детей
складывать
круг
пополам, и еще раз пополам, получая
при этом ¼ круга; складывать в виде
зонта из нескольких четвертинок
кругов.
Развивать
пространственное
воображение.
Способствовать
созданию
игровых
ситуаций,
расширять
коммуникативные
способности детей.
Формировать умение конструировать
поделку
–
мышка,
понимать
словесные инструкции, работать по
схемам.
Совершенствовать мелкую моторику
пальцев рук. Развивать логическое,
пространственное,
конструктивное
мышление, творческие способности.
Воспитывать
интерес
к
конструированию
из
бумаги,
аккуратность и точность в работе.
Продолжать учить детей сгибать лист
квадратной формы по горизонтали и
по вертикали (базовая форма
«Книжка»;
закрепить
умение
складывать квадрат в треугольник,
сгибать получившийся треугольник в
разных направлениях. Развивать
стремление
к
самостоятельным
действиям, к доведению начатого
дела
до
конца,
преодолевать
возникающие трудности
Май
1
1
1
1
24
30.
31.
32.
Закрепление.
Поделка
в
технике
«Торцевание»
«Вечный
огонь»
Закрепление.
Оригами
из
кругов
«Рыбы море»
(коллективная
работа)
«Весна
пришла»
Итоговое
занятие.
Мониторинг.
Закрепить приемы аппликации в
технике
торцевания,
закрепить
знания по технике безопасности с
ножницами.
Развивать
мелкую
моторику, развивать тактильные
ощущения, развивать воображение
Закреплять умение складывать круг
пополам, формировать единый образ.
Развивать творческие способности:
внимание, воображение. Воспитывать
желание принимать участие в общей
работе, добиваясь хорошего качества
изображения
Инициировать
самостоятельный
поиск
приемов
и
средств
изображения. Развивать восприятие
окружающего мира, познавательные
и творческие способности детей.
Воспитывать аккуратность во время
работы с клеем и ножницами.
1
1
1
25
7. Оценочные материалы и другие компоненты программы
№
Содержание деятельности
6
умеет принять цель деятельности
умеет планировать работу, понятно
рассказывать об основных этапах
воплощения замысла
организует рабочее место, выбирает
материалы и инструменты, убирает рабочее
место
аккуратно выполняет работу
Знает и выполняет правила безопасного
пользования ножницами
разрезает бумагу по нанесенным меткам
7
8
обводит шаблон на бумаге;
вырезает фигуры из бумаги по шаблону
9
экономно расходуют материал
1
2
3
4
5
Количество детей,
овладевших
содержанием
деятельности
н.г.
к.г.
8. Система оценки достижений воспитанников
Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление
следующего:
в какой степени ребенок освоил технологии в бумагопластике,
умение пользоваться необходимым оборудованием;
какова степень освоения ребенком навыков и практических
умений в различных видах аппликаций;
в какой степени у ребенка сформированы изобразительные
навыки и умения и как он применяет их в самостоятельной творческой
деятельности.
Критерии оценки
Эмоциональный отклик на проявление эстетического в природе,
явления окружающей жизни, произведения изоискусства. Видение красоты
людей и их поступков.
Видение свойств предметов, живых объектов и явлений, знание
эстетических и сенсорных признаков, которые делают их красивыми и
некрасивыми.
Участие в художественной деятельности, эмоционально - эстетическая
оценка, высказывание собственного суждения(при активном побуждении
26
взрослого).
Владение достаточно качественными (соответственно возраста)
изобразительными навыками и умениями, способами различных видов
изодеятельности.
Использование полученных знаний и умений в собственной
деятельности, проявление самостоятельной и творческой инициативы.
Результативность деятельности воспитанников оценивается с помощью
следующих методов диагностики:
наблюдение;
практическое задание;
просмотр работ.
Формы подведения итогов реализации программы:
организация и проведение тематических выставок;
открытое занятие;
коллективная работа для оформления интерьера группы, МДОУ,
для подарков сотрудникам.
Инструментарий для оценивания результатов
Форма проведения диагностики – итоговое занятие, которое
предполагает самостоятельный выбор технологии, материала и средств
выразительности.
Для
получения
дополнительной
информации
осуществляется наблюдение за детьми на других занятиях. Анализ каждого
выполненного ребенком диагностического задания проводится в
соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых
составлена на основе рекомендаций
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и
определяется уровень:
Высокий уровень 13-15 баллов
средний уровень 9-12 баллов
низкий уровень 4-8 баллов
27
Мониторинг развития художественно-творческих способностей детей
ФИО
Средства
выразительности
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
форма, цвет
украшение
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
работа с шаблоом,
трафаретом
работа ножницами,
инструментом
наклеивание
Мозаичная
аппликация
«Бумажный
комочек»
«Торцевание»
Бумажная
полоска «петля»
Практические умения
композиция
Формообразование
к.г.
Оригами
Объемная
аппликация
эстетические суждения,
оценка
Итоги
28
Сводная таблица достижений детьми старшей группы
Уровни
высокий
средний
низкий
Количество
детей
Показатели
%
Анализ
Первичный________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
Итоговый_________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
29
8. Информационные ресурсы и литература
Интернет –ресурсы и электронные ресурсы
1. http://festival.1september.ru/articles/579643/
2. http://dohcolonoc.ru/master-klasy/6115-petushok-zolotojgrebeshok.html
3. http://www.liveinternet.ru/users/3775054/rubric/1445208/
4. http://handmadehelp.ru/elochka-iz-bumagi/
5. http://stranamasterov.ru/node/4145
6. http://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/7182-detskie-podelkiiz- bumagirozhdestvenskiy-angel-master-klass-s-poshagovymi-foto.html
7. http://stranamasterov.ru/node/279094
8. http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/podelki-iz-bumagi-i-kartona-dljadetei/torcevanieloshad-master-klas.html
9. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/uroki-truda-v-dou/podelki-na-temuvesna/giacint-izbumagi-master-klas.html
10. http://www.maam.ru/detskijsad/vetka-verby.html
11. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/uroki-truda-v-dou/podelki-na-temuvesna/kviling-v-detskomsadu-vesna-v-derevne.html
12. http://www.maam.ru/detskijsad/-pashalnaja-kurochka.html
13. https://rukodelielux.ru/applikacii-iz-bumagi
14. http://proshinavera.ru/index.php/konspect/item/177
15. http://stranamasterov.ru/node/345527?tid=1346
16. http://stranamasterov.ru/node/579066?tid=1346
17. http://stranamasterov.ru/node/115090
Учебно-методическое обеспечение реализации Программы
Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. Ярославль: Академия
развития, 2009. - 160с.
2.
Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебнометодическоепособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
3.
Гусакова, М. А. Аппликация / М. А. Гусакова. - М. :
Просвещение,
4.
2011. - 176 c.2.
5.
Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М:
Издательство
6.
«Скрипторий 2003», 2007 г.
7.
Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги -СП.:ДетствоПРЕСС 2009г.
8.
Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/
М.:Эксмо, 2010. - 64с.
9.
Ивлева С. Н. Техника торцевания из бумаги – секреты
рукодельниц.
1.
30
10.
11.
Москва, 2010.
Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий
/ Д. Н.
Колдина. - М. : Мозаика-Синтез,2016. -410c
Кулакова Л. «Цветы и вазы из бумаги». «Аст-Пресс книга», М.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду.
14.
Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. –
Ярославль: Академия развития, 2011 г.
15.
Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое
пособие. СПБ.: «Детство – пресс»; 2008.
16.
10. Янушко Е. А. «Аппликация без ножниц. Маленький
художник».Мозаика-синтез 2009г.
12.
13.
31